Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

шнитке альфред гарриевич

Энциклопедический словарь

Шни́тке Альфред Гарриевич (1934-1998), композитор, заслуженный деятель искусств РСФСР (1987). Ученик Е. К. Голубева. В музыке Шнитке, посвящённой темам жизни и смерти, судьбам культуры и человечества, традиционный музыкальный язык сосуществует с многообразием современной композиционной техники. Оперы «Жизнь с идиотом» (1991, по рассказу В. В. Ерофеева), «Джезуальдо» (1994); балеты «Лабиринты» (1971), «Эскизы» (1985), «Пер Гюнт» (1987), сценическая композиция «Жёлтый звук» (1974), Реквием (1975), кантаты («История доктора Иоганна Фауста», 1983, и др.), хоровой концерт на стихи Грегора Нарекаци (1985), «Стихи покаянные» для хора а капелла, 9 симфоний (1972-98), инструментальные концерты (в жанре кончерто гроссо), концерты для инструментов с оркестром и для хора, камерно-инструментальные сочинения, музыка к спектаклям и фильмам. Статьи о музыке. Преподаватель Московской консерватории (с 1961). С 1990 жил в Германии, преподавал в Гамбургской консерватории. Государственная премия Российской Федерации (1995).

* * *

ШНИТКЕ Альфред Гарриевич - ШНИ́ТКЕ Альфред Гарриевич (24 ноября 1934, Энгельс - 3 августа 1998, Гамбург), российский композитор, заслуженный деятель искусств России (1987).

Родился в столице Автономной республики немцев Поволжья, в смешанной немецко-еврейской семье, его родными языками были русский и немецкий. По вероисповеданию был католиком. Первые послевоенные годы Шнитке провел в Вене, где его отец служил переводчиком в советских оккупационных частях; австрийские впечатления сыграли решающую роль в художественном становлении будущего композитора. В 1948 семья Шнитке обосновалась в Москве. В 1958 Шнитке окончил Московскую консерваторию по классу композиции Е. К. Голубева. В студенческие годы испытал влияние К. Орфа (см. ОРФ Карл) и Г. В. Свиридова (см. СВИРИДОВ Георгий Васильевич); оно отчетливо сказалось в дипломной работе Шнитке - антивоенной оратории «Нагасаки» на стихи А. Софронова и современных японских поэтов (1958). Год спустя композитор еще раз отдал дань государственной идеологии и догмам социалистического реализма в кантате «Песни войны и мира».

В начале 1960-х в значительной степени под влиянием московского музыковеда Ф. Гершковича (некогда учившегося у А. фон Веберна (см. ВЕБЕРН Антон фон)), Шнитке обратился к изучению додекафонии (см. ДОДЕКАФОНИЯ), а затем и других современных техник композиции, которые тогда еще находились в СССР под фактическим запретом. В 1962 после окончания аспирантуры Шнитке был принят на кафедру инструментовки Московской консерватории, где проработал до 1972. Все эти годы он активно осваивал новые методы письма и стремился найти самостоятельный стиль. К первым значительным достижениям на этом пути принадлежат «Диалог» для виолончели и 7 инструменталистов (1965) и Второй скрипичный концерт (1966). В обоих произведениях средствами инструментальной музыки воссоздается конфликт одинокой и страдающей человеческой души (ее персонификациями служат, соответственно, виолончель и скрипка) и чуждой, враждебной, вульгарной среды. По существу, тот же экзистенциальный «сюжет» лежит в основе значительной части позднейших концепций Шнитке. Его своеобразными разновидностями являются другие центральные идеи творчества композитора: судьбы высокой культуры прошлого в хаотичном и суетном современном мире и неспособность художника, воспитанного в условиях современной цивилизации, избавиться от разъедающего душу скепсиса.

Наряду с музыкальными произведениями Шнитке писал серьезные аналитические работы о современной музыке. В 1971 он выступил на московском конгрессе Международного музыкального совета при ЮНЕСКО с программным докладом «Полистилистические тенденции современной музыки». После этого выступления в музыковедческом обиходе появился термин «полистилистика»: удобное обозначение для весьма актуальной в наше время тенденции к сочетанию разнородных стилистических идиом. Достоинства полистилистики, согласно Шнитке, заключаются в преодолении как консервативной, так и авангардной ортодоксии (и та, и другая, по мнению композитора, мешают развитию музыки), расширении круга выразительных средств, интеграции «низкого» и «высокого», «банального» и «изысканного» стилей, появлении новых возможностей для музыкально-драматургического воплощения вечных проблем - войны и мира, жизни и смерти. Среди предшественников современной полистилистики - Г. Малер (см. МАЛЕР Густав), Ч. Айвз (см. АЙВЗ Чарлз) и Д. Д. Шостакович (см. ШОСТАКОВИЧ Дмитрий Дмитриевич), каждый из которых оказал на Шнитке существенное влияние.

Доклад явился своего рода эстетическим манифестом, которому Шнитке следовал в своем зрелом творчестве. В его руках полистилистика превратилась в эффективное средство для воплощения глубоких философских и экзистенциальных тем; особенно показательны такие его произведения конца 1960-х - первой половины 1980-х гг., как Соната № 2 для скрипки и фортепиано (Quasi una sonata, 1968), Серенада для пяти исполнителей (1968), Первая симфония (1969-72), Квинтет для фортепиано и струнных (1972-76), Concerto grosso № 1 для двух скрипок, клавесина, подготовленного фортепиано и струнного оркестра (1977), кантата «История доктора Иоганна Фауста» (1980), Симфония № 3 (1981), Четвертый концерт для скрипки с оркестром (1984), Концерт для альта с оркестром (1985). В ряде партитур этого же периода непосредственно выразилось религиозное мировоззрение Шнитке - католика и экумениста; в этом отношении выделяются Реквием для солистов, хора и инструментального ансамбля на латинский текст (1975), «Гимны» I-IV для виолончели и различных инструментов, Симфония №2 (симфония-месса, 1979), Симфония № 4, включающая стилизованные духовные песнопения разных конфессий (1983), Концерт для хора на слова армянского духовного поэта десятого века Григора Нарекаци (1985).

Все это время Шнитке занимал двойственное положение в системе советской музыкальной жизни. Как и другие композиторы-нонконформисты его поколения - Э. Денисов (см. ДЕНИСОВ Эдисон Васильевич), С. Губайдулина (см. ГУБАЙДУЛИНА София Асгатовна), А. Пярт, В. Сильвестров, - Шнитке не имел официальных наград и долгое время был «невыездным». С другой стороны, его музыка звучала относительно часто. В 1970-х и начале 1980-х Шнитке был одним из самых модных в СССР композиторов прикладной музыки; он сочинил музыку более чем к 60 фильмам и к нескольким спектаклям, в том числе Театра на Таганке под руководством Ю. Любимова (см. ЛЮБИМОВ Юрий Петрович). В 1977 Шнитке был впервые выпущен за границу; он участвовал в европейском концертном турне скрипачей Г. Кремера и Т. Гринденко и Литовского камерного оркестра под управлением С. Сондецкиса (см. СОНДЕЦКИС Саулюс), исполняя партии клавесина и подготовленного рояля в своем Concerto grosso № 1. Эта поездка принесла Шнитке мировую славу. Напряженность в отношениях между Шнитке и официальными кругами завершилась в 1979, когда он был избран в правление Союза композиторов СССР.

В 1985 Шнитке перенес инсульт, необратимо сказавшийся на его здоровье. До 1994 он продолжал активно сочинять, однако его музыка заметно изменилась как по духу, так и по качеству. С 1991 Шнитке жил в Гамбурге. В позднем творчестве композитора заметное место занимают крупные произведения для музыкального театра: балет «Пер Гюнт» (1986, Гамбург), оперы «Жизнь с идиотом» (по одноименному рассказу Виктора Ерофеева, 1992, Амстердам), «История доктора Иоганна Фауста» (на материале одноименной кантаты 1980 года, 1995, Гамбург), «Джезуальдо» (на сюжет из жизни итальянского композитора 16 в., 1995, Вена). Среди других поздних произведений выделяются 2 концерта для виолончели с оркестром (1986, 1990), Симфония № 5 (или Concertogrosso № 4, 1988).

Большой энциклопедический словарь

ШНИТКЕ Альфред Гарриевич (р. 1934) - российский композитор, заслуженный деятель искусств России (1987). В концепционной музыке Шнитке традиционный музыкальный язык сосуществует с многообразием современной композиционной техники. Балеты "Лабиринты" (1971), "Эскизы" (1985), "Пер Гюнт" (1987), сценическая композиция "Желтый звук" (1974), Реквием (1975), кантаты ("История доктора Иоганна Фауста", 1983, и др.), 5 симфоний, кончерто гроссо, концерты для инструментов с оркестром и для хора, камерно-инструментальные сочинения, музыка к спектаклям и фильмам. Опера "Жизнь с идиотом" (1991). Статьи о музыке. С 1990 живет в Германии.

Гуманитарный словарь

ШНИ́ТКЕ Альфред Гарриевич (1934-98) - композитор, педагог. Окончил Моск. конс. (1958) и аспирантуру (1961) у Е. К. Голубева. В 1961-72 преподавал в Моск. конс. Ш. - один из лидеров муз. авангарда. К восприятию новых средств музыки 20 в. был подготовлен еще в консерваторский период в таких сочинениях, как оратория "Нагасаки" (1958), 1-й фп. концерт (1960). Во втором, "экспрессионистском" периоде творчества (1963-72) сформировался полистилистический композиторский метод Ш., основанный на синтезе додекафонии А. Шенберга, сериализме, алеаторике, сонорной драматургии и системе стилевых адаптации в диапазоне от жанровых моделей позднего барокко до джаза и эстрадных шлягеров (1-я скрипичная соната, 1963 - додекафония, тема BACH, румба). В соч. этого периода сложился остроконфликтный муз. яз., обусловленный идеей показа тотального кризиса совр. мира. Таков 2-й скрипичный концерт (1966) - экспрессионистская драма с гротескной картиной натиска темных сил, трагической антитезой человека и об-ва и впервые обозначившимся приходом к религиозному постулату (протестантский хорал) как спасительной основе мира. 2-я соната для скрипки и фп. (Quasi una sonata, 1968) с картиной трагического конца полностью разрушенного мира и "тонущей", подавленной этим катаклизмом темой BACH. Сопоставимые мотивы отражены и в 1-й симфонии (1972).

С нач. 70-х гг. интенсивно складывается религиозная философская концепция Ш. в сочетании с непосредственным обращением к литургическим жанрам и формам: Гимны божественному творению мира (на знаменном распеве, 1974-79), 2-я симфония St.Florian (1979) с полным воспроизведением ритуала католической мессы, 2-й квартет (1980) с использованием др.-рус. демественного пения, 4-я симфония (1980), воссоздающая канонические формы православного, католического и протестантского богослужения. Наиболее близка Ш. духовная культура позднего барокко, от к-рой ведут происхождение и формы христианской символики - хорала, превращаемого в "знаковую" категорию "хоральности", широко применяемой в концертных жанрах (2-й и 3-й скрипичные концерты).

Лит.: Холопова В. Н., ЧигареваЕ.Н. А. Г. Шнитке. М., 1990; Беседы с Шнитке. Сборник статей. М., 1994.

Полезные сервисы